Артистка Колоритная, характерная актриса, яркая и талантливая – это все о ней, заслуженной артистке Кубани Татьяне Юдиной. На Армавирской сцене Юдина – уже девять сезонов. За сравнительно небольшой срок артистка порадовала армавирскую публику интересными и незабываемыми ролями, получила звание, возглавила профсоюзный комитет театра…, да и вообще, пустила в кубанском городке корни, прикипела к Армавиру и его жителям душой. Но, обо все по порядку. 12 июня 1959 года в селе Акша Читинской области в семейной династии милиционеров произошло долгожданное событие – родилась девочка. Никто и подумать не мог, что ребенок, воспитанный в крепкой семье правоохранителей, захочет посвятить себя театру. Таню, как и всех детей советского времени, записывали в различные творческие кружки и секции. В школе девочку одноклассники прозвали Артисткой. И Артистка свое детское амплуа с успехом подтверждала, устраивая самодеятельные спектакли, придумывая и ставя с одноклассниками пьески собственного сочинения. Иногда рвущийся изнутри творческий порыв девочка выражала в своеобразной игре на гитаре – инструмент переворачивался и использовался в качестве барабана. Чуть позже гитара все же была освоена и как струнный музыкальный инструмент. Занятия в танцевальном коллективе, ансамбле и в народном театре местного ДК пробудили Божий дар. Искра таланта вспыхнула, чтобы вырасти в пламя страстей. И даже среднее специальное образование не по профилю сыграло свою творческую роль – Таня из множества вакансий выбрала работу бухгалтера в Арзамасском театре. Первые месяцы девушке приходилось лишь наблюдать за артистами со стороны. Но, как и в судьбу других талантов, в ее жизнь вмешался случай. Театр Арзамаса ставил спектакль «Молодая гвардия». Не хватало артистки на девичью роль. Поэтому на репетиции пригласили Таню. Позже, когда худсовет театра отсмотрел постановку, роль Лены Позднышевой, подруги Олега Кошевого, была отмечена за предельную искренность. По словам членов совета, артистка очень натурально сыграла страх при встрече ее героини с фашистами. Сама же артистка тогда действительно испытывала натуральный страх, ее колени дрожали от первой встречи со зрителями, от света рампы и упоительного чувства восторга. После этого ее стали занимать и в других спектаклях, но работала она все-таки пока не артисткой. Еще два года, теперь уже в должности заведующей костюмерным цехом, заставили ее разослать свое резюме по другим театрам. Благосклонными, гостеприимными для артистки Юдиной оказались подмостки Котласского драматического театра Архангельской области. Сезон 1984-1985 гг. она начала уже как молодая театральная артистка. Очень запомнилось девушке предварительное прослушивание. Из большого числа претендентов в театр были приняты только двое новеньких – она и артист Александр Песков, ныне – звезда эстрады, «Король пародии». Придя в театр вместе, они стали не только партнерами по прослушиванию, но и партнерами по сцене, приятелями в жизни. Интересная, любимая работа закружила. Мечта сбывалась. Талант молодой актрисы засиял ярко. Появились поклонники – жители и гости города Котласа. Начался бурный творческий рост. Актриса, обладавшая неординарной внешностью, сильным голосом и необыкновенной силы темпераментом была находкой для театра. Шестнадцать сезонов ее имя не сходило с афиш Котласского драматического. Двадцатипятилетняя-тридцатилетняя актриса играла роли и молодушек, и старушек. В ее репертуарном листе – колоритные, самобытные: Глафира в «Волках и овцах» Островского, Варвара в «Последнем сроке» Распутина, Трактирщица в одноименном спектакле по произведению Гольдони, Полина в спектакле «Выходили бабки замуж» Булякова. Среди любимых ее и зрителями ролей – Марья в одноименной пьесе Кудряшова. Спектакль на военную тему. Даже спустя годы актриса помнит, как рвалось тогда из груди сердце от волнения и сумасшедшей ответственности. - Вообще, - считает Татьяна Юдина, - спектакли о войне одни из самых сложных. Зачастую эмоции бушуют не на показ, а внутри. И зрители это очень тонко чувствуют, отдавая обратно на сцену бурю переживаний. Большая благодарность моим тогдашним режиссерам: Вадиму Семеновичу Мухину, Егору Анатольевичу Гашеву, Юрию Калугину, Вячеславу Иванову, Андрею Ермолину, ныне главному режиссеру театра в Сызрани, а тогда – замечательному партнеру. Артист жив, когда работает. И они давали мне эту работу с лихвой, используя в разных амплуа, не ставя штампов и не давая определений. Добрую память в душе оставило наставничество двух великих людей – заслуженных артистов России Светланы Соколовой и Владимира Полякова. Они – прекрасные партнеры и учителя. Талант Татьяны Юдиной привлек внимание поклонников. Чтобы быть ближе к своей музе молодым 17-летним мальчишкой в Котласский театр пришел Евгений Гудков. Они стали добрыми партнерами по сцене. Приятельские отношение сохранились и тогда, когда мальчик вырос в мастера пародии артиста Евгения Гудкова. Забегая вперед, замечу, что, бывая с концертами на гастролях, артист заезжает сегодня и в Армавир – навестить коллегу по цеху, свою названную «мамулю». Там в Котласе Юдина впервые попробовала себя и как режиссер-постановщик. До сих пор дома хранится театральная программка сказки «День рождения кота Леопольда» А.Хайта, выпущенной к поставленному ею спектаклю для детей. Время перемен настигло актрису в 2000 году. Татьяну Юдину пригласили на Кубань. И она с удовольствием приняла приглашение, переехав в Армавир, ближе к сестре Галине, подполковнику милиции. К тому моменту она – уже ведущий мастер сцены, вкусивший сладость главных ролей и сценической популярности. 92-й театральный сезон Армавирского театра драмы и комедии начался для артистки Татьяны Юдиной как первый, с волнительных надежд, томительных ожиданий новых ролей. И чтобы не растерять себя, актриса решила познакомиться с труппой поближе, начав общественную деятельность. Организацию ближайшего новогоднего праздника она взяла на себя и с успехом провела веселый театральный капустник. В ответ на самобытную активность новой актрисы армавирская труппа выбрала ее председателем местного профкома. Появились долгожданные роли. В Армавире она уже предприимчивая Инесса в спектакле «С любовью не шутят» П. Кальдерона, мать жениха Антонина Прокофьевна в постановке «Комнате невесты» В. Красногорова, мать Иры Судаковой в «Романе Романа» Р.Белецкого. - У каждого артиста есть свой режиссер. Я в этом уверена. Мне с режиссерами везло всегда. Удача улыбнулась и в Армавире. За год до моего приезда главным режиссером театра стал заслуженный деятель искусств Кубани Юрий Ковалев. Я счастлива, что он видит меня в самых разных ролях. И конечно, моя театральная история продолжилась в новом для меня городе благодаря директору театра, заслуженному работнику культуры России Александру Абеляну, который никогда не закрывает двери для новых творческих сил и не боится обновлять труппу свежими кадрами. Безусловно, большую роль в своей творческой деятельности Татьяна Юдина отводит своим партнерам, коллегам по актерскому цеху. Особенно дружна она с артистами Инной Галкиной, Натальей Белозеровой, Павлом Бойко, Эдуардом Колбановым. На равных общается с юными артистами театра. Ведь это ее время разбрасывать камни – становиться наставником и покровителем. По-прежнему каждая роль в исполнении актрисы Татьяны Юдиной наполнена огромной энергетикой и оптимизмом. Ее Валерия в «Утиной охоте» А.Вампилова – уверенна, а Наташа в «Семье Вурдалака» В.Сигарева – темпераментна. Без устали весёлая Жаклина в «Лекаре поневоле» Ж.-Б. Мольера заставляет зрителей улыбаться, а школьный библиотекарь Томусик в «Бесприданнике» Л.Разумовской удивляться. Властная и лицемерная Вдова Шин в притче «Товар-любовь» Б.Брехта, блистательная Фена в «Моей тёще» Г.Хугаева – все это спектакли ее репертуарного листа. Ее талантливые работы многократно отмечались на городском и краевом уровне. А год назад актриса Татьяна Владимировна Юдина была удостоена почетного звания «Заслуженная артистка Кубани». Сезон 2008-2009 гг. стал для Армавирского театра 100-м, юбилейным. Вот она, театральная параллель. Ведь в середине июня заслуженная артистка Кубани Татьяна Юдина отмечает 50-летний юбилей и 25-летие творческой деятельности. Замысловато переплелась история старейшего театра Кубани и актрисы. Так, что в свои великие даты они встретились, и они вместе. - Еще в самом начале моей актерской работы в программке к спектаклю «Три поросенка», где я играла Ниф-нифа, режиссер мне написал: «Желаю, чтобы маленький поросенок когда-нибудь вырос… в большую Кабаниху». А что? Великая роль в великом произведении. Это ли не счастье для артиста? В минувшем сезоне артистка Юдина с успехом играла в спектакле по Островскому. Постановка «Сердце не камень» стал дипломантом фестиваля «Кубань театральная – 2008». Ее Аполлинария Панфиловна в дуэте с Халымовым (артист Эдуард Колбанов) была восторженно принята зрителями. А какой еще нужен артисту стимул для творчества? Татьяну Юдину можно назвать состоявшейся женщиной. У нее есть любимая работа, двое любящих детей – дочь Женя и сын Павел, подрастает красавица-внучка Аленка. И хотя дети уже взрослые, живут самостоятельно, но очень скоро они все соберутся в мамином доме, окруженном розовыми кустами, выращенными ею. Близки и друзья встретятся за большим столом, чтобы поздравить свою любимую Танюшу с юбилеем. А пока артистка Юдина вновь в репетиционном процессе. Сегодня она – Памелла в спектакле «Он, она, окно, покойник» по пьесе Р.Куни. В день премьеры. 23 мая, с подмостков Армавирского драматического ее талант вновь сверкнет новой, неожиданной для зрителей гранью. Успехов тебе, Артистка! |